BanksToDay

В России рецессия, нам всем ж* [будет плохо]

Примерно с такими заголовками и твитами я вижу контент от оппозиционно настроенных экономистов и блогеров последние несколько дней. А всему виной — статистика по промышленному производству, а также данные по дефициту бюджета.

О рецессии, кстати, пишут и в приближенном к Кремлю ЦМАКПе, правда, с большим количеством деталей. Там говорят о статистке отраслей, которые не связаны с ВПК. И во всех этих промышленных отраслях наблюдается спад по 0,8% в месяц. Так, например, промышленный выпуск гражданской продукции упал до уровня середины 2023 года.

Но слухи о смерти российской экономике оказались преувеличенными. И вот почему.

Для начала напомню, что рецессия — это спад на языке обычных людей. Те отрасли экономики, которые продолжительное время находятся в стагнации (это замедление роста), примерно два квартала подряд, признаются уже отраслями в состоянии рецессии. Первый квартал однозначно прошел хуже четвертого в 2024-м, но на все есть свои причины.

Те отрасли, которые не подогреваются бюджетными расходами (то есть, гражданские), стагнируют из-за высокой ключевой ставки. Спрос на продукцию падает в силу того, что ее дорого потреблять в кредит, а сами производства не могут расширяться в силу тех же дорогих кредитов.

И в данном контексте это то самое охлаждение экономики и начало эффекта от высокой ключевой ставки, о котором говорили весь прошлый год. Тут, как говорится — вам с инфляцией бороться или в шашечки?

Поэтому спад абсолютно закономерен, и происходит в рамках цикла экономики. Было бы страшнее, если бы этого не происходило — ЦБ бы тогда еще больше ставку поднял.

К слову, о дефиците бюджета. Он у нас 2 трлн рублей, что выше плана в 1,2 трлн рублей.

Всем, кто громко кричит про этот дефицит бюджета, хочется задать любимый вопрос Валерия Карпина на пресс-конференциях: «Ну и что?».

В прошлом году в это время дефицит был 3 трлн, в позапрошлом 5 трлн. У нас, во-первых, расходы идут быстрее доходов в силу бюджетного механизма, а во вторых, 2 трлн рублей — это мало (где-то 1,5% годового ВВП), плюс перекрывается ликвидной частью ФНБ сполна.

В южной Европе (Греции, Португалии или Испании) дефицит бюджета к ВВП в среднем по 11-13%, а госдолг на уровне 150-200%. Я не хочу, чтобы этот текст сваливался в типичное «а у вас самих чего там, все хорошо разве?», и просто скажу, что ситуация в российской экономике нормальная.

В ней нет поводов для большой паники прям здесь и сейчас, как и поводов для искрометного позитива, поскольку идет процесс борьбы с инфляцией. А вот если инфляция продолжит расти, а вместе с этим еще и безработица начнет скакать галопом, то вот тут да, мы уже в серьез можем поговорить о проблемах.

Но таких проблем сейчас нет, и надеюсь, не будет.

Добавить комментарий

Похожие записи