BanksToDay

Снизит ли ЦБ ключевую ставку, если у нас новый драйвер роста цен?

У Института экономики имени П. А. Столыпина вышел новый комментарий по поводу природы инфляции в России. По их мнению, если раньше на стоимость товара в первую очередь влиял превышающий предложение спрос, то теперь, при падении спроса из-за высокой ключевой ставки, цены набирают обороты из-за роста себестоимости.

Иными словами, вместо инфляции спроса у нас возникает инфляция издержек. Но так ли это на самом деле?

Лично я бы не стал говорить о том, что ключевая причина роста цен у нас изменилась — внутри себестоимости находятся товары, работы и услуги, которые подчиняются тем же законам рынка, которым подчиняется уже готовая продукция.

Например, в себестоимость товаров, работ и услуг входит зарплата персонала, прямые издержки вроде стоимости оборудования, необходимый импорт, сырье или материалы, аренда и коммунальные платежи.

С зарплатой все более менее понятно — чем меньше безработица в экономике, и чем больше спрос на «руки», тем выше становятся расходы на ФОТ. К тому же, рост зарплат в смежных отраслях, или тех отраслях, куда относительно легко перейти работнику, также приводит к росту этого расхода. Условно, какой-нибудь работяга с завода уходит в курьеры, ради роста зарплаты на 50-60%, рассказывает об этом бывшим коллегам, и те уже ставят перед фактом свое начальство — либо увеличение нам, либо мы тоже в курьеры.

Стоимость оборудования, например автомобилей также продолжает расти. Причем не важно — импортные они или российские. Импортные могут расти в цене из-за нагруженных логистических цепочек параллельного импорта и больших аппетитов операторов этого параллельного импорта, которые могут устанавливать любые наценки, и даже укрепляющийся рубль им не помеха — товар должен падать в цене, но он просто увеличивает маржинальность поставщиков в цепочке.

Коммуналка у нас стабильно 1-2 раза в год растет по 10-15%, что происходило как в прошлом, так будет и в этом году летом, поскольку производители энергии не могут сохранять свое маржинальность при выпадении иностранных рынков. На цену материалов влияют все вышесказанные пойнты.

И я тут возвращаюсь к первоначальной мысли — глобально ничего не поменялось. Это как была инфляция спроса, так ей и остается. Просто фокус съехал с общего спроса, на то, что формирует уже стоимость конечного товара. И это признаки охлаждения экономики.

Но достаточно ли такого охлаждения и немного слабеющей инфляции для того, чтобы ЦБ начал снижать ключ?

В СМИ уже начали давать свои прогнозы по ключу, изменение которого может произойти на заседании 6 июня. И, в этих прогнозах засиял оптимизм — ожидается снижение аж на 2 пункта.

Однако лично я не испытываю подобного оптимизма. Да, инфляция заякорилась в области 10%, а последняя недельная инфляция снизилась до 9,9% в пересчете на год.

По последнему обзору от ЦБ РФ в апреле медианная оценка инфляционных ожиданий населения на годовом горизонте повысилась до 13,1%. Медиана ожиданий на 5 лет уменьшилась до 11,5%. Наблюдаемая населением годовая инфляция снизилась и была равна 15,9%.

То есть, каких-то уверенных метрик, которые бы сигнализировали к устойчивому снижению инфляции нет. Но в целом дела уже становятся лучше. Так что на этом заседание я бы пока не ждал снижения, но вот если подобная динамика укрепится, то через одно заседание это можно было бы ожидать.

Добавить комментарий

Похожие записи