BanksToDay

Почему Центробанк должен много и доходчиво говорить

Интересная исследование от ЕЦБ дошло до нас через СМИ. Там изучали прозрачность денежно-кредитной политики — как ее понимают рядовые жители страны и как это отражается на инфляционных ожиданиях.

Для начала небольшое лирическое отступление: о том, почему так важна прозрачность и при чем тут инфляционные ожидания. Я как-то говорил, что самой большой силой в экономике я считаю доверие. Так что, ответ на вопрос «в чем сила?» у меня есть.

Исследования показывают, что чем выше доверие в экономике, тем меньше трений или транзакционных издержек в ней, и тем выше ее эффективность. Экономист Аузан в одной из своих лекций говорил, что если бы в России индекс доверия был на уровне той же Швеции, то российский ВВП мог бы быть на 50-60% больше.

А что развивает доверие внутри экономики? Действия основных экономических агентов по отношению друг к другу. И наращивать это доверие можно, только если все стороны открыты к этому процессу.

И важная часть общего доверия населения к экономике — это доверие к избранной денежно-кредитной политике местного Центробанка. Но ответ на вопрос «Что такое ДКП?» у нас знает в лучшем случае каждый сотый. А принципы ее формирования — едва ли каждый тысячный (по оценке на глазок от автора).

И вот тут встает вопрос — а как доверять тому, чего не понимаешь? В этом и кроется главный вывод исследования ЕЦБ — чем больше и лучше непрофессионалы понимают решения ЦБ, тем больше к нему доверия. И главное — тем лучше «якорятся» инфляционные ожидания населения к таргету местного регулятора.

Тут даже можно поразмышлять на тему индекса доверия к ЦБ — во сколько раз ожидания расходятся с таргетом. Понятно, что чем ближе к 1 будет эта метрика, тем доверия больше (и эту статистику ЦБ РФ вполне открыто публикует).

Дело даже не столько в блогерах и СМИ, которые вам переводят на общедоступный язык пресс-конференции и решения ЦБ, а в том, чтобы этот институт сам проводил разъяснительную работу. То есть, четко и ясно доносил свои решения и мысли до самых далеких от финансов людей.

Вы спросите — а какая от этого выгода? А я снова повторю — инфляционные ожидания населения.
Они могут как помогать бороться с инфляцией/дефляцией, так и мешать. Если ЦБ РФ через год ожидает инфляцию 4%, а население 13%, то это звучит как прямой призыв к тратить деньги сегодня, потому что «налетай, пока не подорожало».
Согласитесь, мотивация странная — я покупаю не потому, что мне это нужно сейчас, а потому что завтра будет дорого. И такое потребительское поведение только усложняет задачу по доведению инфляции к таргету. А это значит, что ЦБ придется потратить больше ресурсов на борьбу с ней.

Так что, ждём рубрику от ЦБ «Для самых маленьких», или «Объясняю триллему центральных банков как для бабушки».

Добавить комментарий

Похожие записи