Утильсбор — зачем нужен и почему его повышают?
Не думал, что эта тема вызовет какой-то ажиотаж, но об этом говорят в чате КУ, в чатах соседей по телеграмму, и даже в личные сообщения пришли с запросом на такой текст. Так что, давайте сегодня разбирать — кто этот ваш утильсбор, зачем он существует и кому эти деньги отдают.
Утилизационный сбор (утильсбор) — это один из экономических инструментов, введённых для регулирования импорта и производства техники (в первую очередь авто), чтобы обеспечить её последующую утилизацию. Но за этим механизмом стоит и немало других официальных целей — от экологических до фискальных и даже протекционистских.
В текущем виде утильсбор был введён в России с 1 сентября 2012 года.
Формальная цель — обеспечить финансирование утилизации транспортных средств по завершении их жизненного цикла. То есть: государство берёт деньги с производителей/импортёров, чтобы потом эти же машины можно было переработать, не перегружая бюджет.
В реальности же этот сбор, как и все остальные издержки, перекладывают в цену для конечного потребителя, так что за это платит в основном физлицо (юридическое, если ТС ставится на его баланс). Забавно, что сбор взимается в момент, когда до утилизации самой машины может пройти не один десяток лет, и далеко не факт, что свой цикл машина закончит в РФ.
В какой-то степени это похоже на пенсионную систему в России — на сегодняшние взносы живут сегодняшние пенсионеры. Такая система называется солидарной, и на сборы сегодня утилизируют машины, которые еще ваш дед привозил из Германии.
Реальная цель — защитить отечественный автопром после вступления России в ВТО (2012 год), так как страна была обязана снизить ввозные пошлины. Взамен ввели утильсбор, который стал альтернативным барьером для импорта.
Кто платит утильсбор?
- формально — импортёры (всегда) и российские производители, но они получают из бюджета компенсации (промсубсидии), если достигают определенного уровня локализации
- реально: конечный потребитель
Размер утильсбора зависит от типа ТС, его возраста, двигателя, массы и т.д. В среднем это от сотен тысяч до 1,5-2 миллионов рублей. Шкала ступенчатая, и каждая последующая ступень намного выше предыдущей.
Есть льготы, основная — право ввезти авто небольшой мощности из страны ЕАЭС (чаще всего — из Армении и Киргизии), растаможить его на физлицо и не продавать в течение года. Тогда сбор будет чисто символическим, чем в основном и пользуются любители подержанных иномарок.
Куда идут деньги от утильсбора? Официально — в федеральный бюджет, а уже из него частично перераспределяются на:
- субсидии автопроизводителям в РФ — им возвращают сбор
- поддержку экологических проектов (программ утилизации).
- иная помощь автопрому — льготные автокредиты, лизинг, прочие формы поддержки.
На практике значительная часть утильсбора перенаправляется на поддержку автопрома, а на утилизацию транспорта тратится мало (вы знаете хоть кого-то, кто сдал авто в утилизацию?).
И есть некоторые предпосылки для того, что перераспределение пойдет и в другое русло. Например, на выплату демпфера нефтяникам. Напомню, что демпфер — льгота, которую из бюджета платят экспортерам, чтобы те продавали внутри страны нефть по ценам для внутреннего рынка (то есть, дешевле цены за границей).
Так что подорожавший автомобиль можно будет заправлять стабильно недорогим топливом.
С 1 ноября 2025 года Минпромторг решил закрыть одну лазейку — отменить льготную ставку на авто с моторами небольшого объема, но большой мощности. Сейчас любое авто с двигателем до 3 литров можно ввезти с «утилем» в 3-5 тысяч. А с ноября эта льгота не будет действовать для моторов мощнее 160 л.с.
Это лишит смысла ввозить в РФ более-менее современное авто из Китая и практически любой электромобиль. Неудивительно, что недовольные россияне оставили более 100 тысяч негативных отзывов на проект Минпромторга, но особого эффекта это не принесло.
Вывод прост: не хочешь платить утильсбор — не покупай машину. Тогда не будет еще и транспортного налога, и меньше почувствуется подорожание акцизов и сборов на топливо.
Похожие записи
-
Бюджетных денег будут тратить меньше11.11.2025
-
Почему распродажи в этом году не помогут бизнесу11.11.2025
-
У бюджетников рекордный простой, но не у нас06.11.2025
-
Инвестбанкиры учат ИИ инвестировать31.10.2025
-
Почему от чрезмерного укрепления рубля больше вреда, чем пользы31.10.2025
-
Почему творческое разрушение отметили Нобелевской премией30.10.2025