BanksToDay

Бюджетная экспансия требует больше золота

Мы с вами продолжаем жить в эпоху бюджетной экспансии — проще говоря, это когда год к году бюджетные расходы растут. Это еще раз подтвердил проект бюджета, который в конце сентября отправили на рассмотрение на CD-диске.

Во всем этом процессе важно не только знать, сколько государство хочет потратить, но и где оно будет брать эти деньги. И по моим ощущениям, в этом году государство находится в очень активном поиске «100 рублей в зимней куртке» — потому что каждую неделю приходят новости об урезании льгот, и ужесточении налогового режима.

Если на прошлой неделе мы с вами обсуждали НДС, то на этой неделе начались новые обсуждения — на этот раз идеи о изменении акцизов и сборов, что по сути своей тот же налог.

Например, с 1 января 2026 года может подорожать алкоголь и табачные изделия из-за роста акциза, а малому бизнесу срежут налоговые льготы в виде права работать на патентной системе. Отменить патенты предложили для тех, кто занимается торговлей в стационарных магазинах и грузоперевозками. То есть, достаточно большому числу представителей малого бизнеса.

Кто не в курсе, как устроен патент — те бизнесы, которые работают на ПСН, могут «купить патент», то есть, внести в бюджет налогов ровно столько, сколько стоит этот патент и больше ничего не заносить, независимо от фактической выручки. Стоимость патента фиксированная и от той же выручки не зависит, к тому же из стоимости патента можно вычесть страховые взносы. В общем, этот режим очень популярен и не зря (особенно когда перестал существовать похожий режим — ЕНВД).

Помимо того, что с 2026-го остальным бизнесам на ПСН можно будет получать выручку не более 10 млн рублей в год (а не 60 как сейчас), многим ИП придется платить НДС, и налоговая нагрузка на небольшие магазины и на логистов резко вырастет.

Ведение бизнеса станет дороже, маржинальность ниже, и в итоге все эти издержки будут переложены на конечных потребителей. Но, это еще не вся картина.

Чтобы хлеб или мясо появились в местном не сетевом магазине на углу дома, это все в него нужно привезти. А значит не только продавцы, но и логисты переложат налоговую нагрузку на конечного потребителя. А если в этом магазине еще и алкоголь с табаком брать…

Таких примеров можно накрутить много, потому что цепочки производства и доставки товаров, работ и услуг до потребителей весьма длинные. Сделать мы с этим, к сожалению, ничего не сможем.

Так что неудивительно, что сегодня в СМИ пошли прогнозы о том, что ЦБ РФ не будет снижать ставку до конца года, поскольку в следующем году с боем курантов реализуется новый проинфляционный фактор.

И его нужно будет сдерживать несколько месяцев минимум, пока эффект будет транслироваться в экономику.

Добавить комментарий

Похожие записи